памятка гражданину - налогоплательщику

Памятка  гражданину - налогоплательщику

Уважаемые жители Череповецкого района!

Налоги - основной источник доходов всех уровней бюджетов. От их реального и своевременного поступления зависит как общее состояние экономики страны, так и все социальные процессы в каждом отдельно взятом регионе.

Уплата налогов – не право, а обязанность граждан. Как гласит закон, каждое лицо должно уплачивать установленные государством налоги и сборы, которые подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Бюджет Череповецкого муниципального района и бюджеты сельских поселений пополняются за счет  земельного налога, налога на доходы и имущество физических лиц. Часть средств, поступивших в региональный бюджет в виде транспортного налога, также возвращается на муниципальный уровень.

Из поступивших денежных средств по уплате налогов финансируются расходы на социальную сферу, куда входит не только зарплата работников бюджетных организаций, но и содержание зданий и  учреждений здравоохранения, культуры, образования, ремонт и содержание дорог, развитие инфраструктуры и т.д..

Уважаемые граждане, в рамках правового просвещения прокуратурой района разработана памятка, в которой отражены основные положения действующего законодательства, предусматривающего порядок и сроки уплаты налогов, меры ответственности за несвоевременную уплату налогов, а также перечислены основания предоставления льгот по уплате налогов отдельным категориям граждан.


Прокурор Череповецкого района
старший советник юстиции
Тулякова Вера Ивановна

 

Оглавление

Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации ………………………….….. 4

Налог на имущество физических лиц ………………………………………………………… 5

Льготы по налогу на имущество физических лиц ………………………………………...…. 6

Земельный налог ……………………………………………………………………………….. 8

Льготы по уплате земельного налога …………………………………………………………. 9

Транспортный налог ………………………………………………………………………….. 11

Льготы по уплате транспортного налога ……………………………………………….…… 13

Ответственность за нарушение налогового законодательства …………………………..… 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
 Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор (не применяется).

 

 

 

 

 

 

 


Налог на имущество физических лиц

В соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж, машино-место; 6) единый недвижимый комплекс;         7) объект незавершенного строительства; 8) иные здание, строение, помещение и сооружение.
При этом не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.
В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Ставка налога, подлежащего к оплате физическими лицами, определяется представительным органом местного самоуправления (решением Совета муниципального образования) в пределах, установленных главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 1 января 2016 года на территории области налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных о кадастровой стоимости объекта налогообложения по состоянию на 1 января каждого года.
При этом налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
 В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится исходя из числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика.
 Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права при определении налогового периода не учитывается.
Уплата налога на имущество осуществляется на основании налогового уведомления. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

 

 

 

 

Льготы по налогу на имущество физических лиц


От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп инвалидности;
3) инвалиды с детства;
4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;
15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Порядок предоставления налоговой льготы
Для предоставления налоговой льготы налогоплательщик самостоятельно в срок до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представляет в налоговые органы заявление о предоставлении льготы, уведомление о выбранных объектах налогообложения и документы, подтверждающие право на льготу. Изменение объекта налогообложения, в отношении которого будет применяться налоговая льгота, допускается в срок до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения, налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу, исчисление суммы налога производится исходя из количества календарных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более, чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира или комната;
2) жилой дом;
3) помещение или сооружение;
4) хозяйственное строение или сооружение;
5) гараж или машино-место.
Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, используемых налогоплательщиком в предпринимательских целях, а также объектов, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Земельный налог

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (решением Совета), обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Организации и физические лица, пользующиеся земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования либо на основании договора аренды земельного участка, налогоплательщиками не признаются.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки из состава земель лесного фонда;
3) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Сроки уплаты земельного налога для налогоплательщиков-организаций и  индивидуальных предпринимателей устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (то есть срок уплаты земельного налога может быть разным в зависимости от сельского поселения), но не могут быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представляемых территориальным органом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

 


Льготы по уплате земельного налога

От уплаты земельного налога освобождаются следующие налогоплательщики:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
5) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
6) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
7) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
8) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
9) организации - резиденты особой экономической зоны, в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;
12) организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет круг лиц, в отношении которых налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов I и II групп инвалидности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Порядок предоставления налоговой льготы
Для предоставления налоговой льготы налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговые органы по месту нахождения земельного участка заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право на льготу.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Уплата налога налогоплательщиками производится по месту нахождения транспортных средств.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Налог уплачивается налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом.
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением реактивного), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, как единица транспортного средства.
Налоговые ставки на территории Вологодской области установлены Законом Вологодской области от 15 ноября 2002 № 842-ОЗ «О транспортном налоге» в зависимости от вида и типа транспортного средства.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога производится по числу полных календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Льготы по уплате транспортного налога

Действующим законодательством предусмотрены следующие категории граждан, которые освобождены от уплаты транспортного налога:
1) участники  Великой Отечественной войны; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; ветераны боевых действий;
2) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
3) инвалиды всех категорий;
4) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
5) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы;
6) граждане из подразделений особого риска, к которым относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов семей, потерявших кормильца из числа;
7) граждане (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, принимавшие в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк»;
8) граждане - владельцы легковых автомобилей и (или) мотоциклов (мотороллеров) с годом выпуска до 1990 года включительно - в отношении указанных транспортных средств за 2009 год при условии снятия их с регистрационного учета в течение 2009 года в связи с утилизацией;
9) граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с федеральным законодательством, в отношении легкового автомобиля с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110.33 кВт) включительно, грузового автомобиля с мощностью двигателя до 85 л.с. (до 62.52 кВт) включительно и массой нагрузки не более 1100 кг включительно, мотоцикла и мотороллера с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29.42 кВт) включительно, зарегистрированных в установленном порядке;
10) граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с федеральным законодательством, в отношении моторной лодки, зарегистрированной в установленном порядке;
11) граждане - владельцы транспортного средства российского производства, приобретенного в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.
Льгота по транспортному налогу предоставляется лицам, указанным в пунктах 1-7, 9, 10 в отношении одного транспортного средства по одному из оснований по выбору налогоплательщика.
Льгота по транспортному налогу предоставляется лицам, указанным в пункте 8, предоставляются дополнительно к льготам по транспортному налогу по иным основаниям.
Льгота по транспортному налогу предоставляется лицам, указанным в пункте 11, предоставляется в отношении одного транспортного средства и в течение одного налогового периода, следующего за годом государственной регистрации транспортного средства, дополнительно к льготам по транспортному налогу по иным основаниям.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок предоставления налоговой льготы
Для предоставления налоговой льготы налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговые органы по месту нахождения транспортного средства заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право на льготу.
Ответственность за нарушение налогового законодательства


Налоговая ответственность

Статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора).
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Налогового кодекса РФ,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
2. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,
влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 Налогового кодекса РФ.

Статья 125 Налогового кодекса Российской Федерации. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога.
Несоблюдение установленного Налоговым кодексом РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога,
влечет взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с положениями норм Налогового кодекса Российской Федерации, в случае несвоевременной уплаты налога, с налогоплательщика дополнительно взыскивается сумма пени, начисляемая за каждый день просрочки.
В случае непогашения задолженности по уплате налога, пени в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, налоговые органы в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о принудительном взыскании образовавшейся задолженности с учётом пени. При этом взысканию подлежит задолженность, образовавшаяся не более, чем за три года.
Одновременно обращаю Ваше внимание на то, что с 6 мая 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно указанному Федеральному закону в случае образования налоговой задолженности налоговые органы вправе обратиться в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, Федеральный закон не содержит сведений о сроках задолженности, по истечении которых у налоговых органов возникает право на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа.
Соответственно, исходя из положений пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2016 года № 103-ФЗ, налоговый орган вправе обратиться в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в день, следующий за днем, указанным в налоговом уведомлении.


Административная ответственность

Статья 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.


Уголовная ответственность

Статья 198 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечания.
1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!