15 лет работы Вологодского Росреестра: подводим итоги

15 лет работы Вологодского Росреестра: подводим итоги

2023 год является юбилейным для Росреестра.  В 2023 году  отмечаются сразу две значимые даты – 15-летие Росреестра и 25 лет системы государственной регистрации объектов недвижимости и сделок с ними. За эти годы Управление Росреестра по Вологодской области стало службой, которая полностью отвечает запросам современного общества. На самые актуальные вопросы в сфере оборота недвижимости ответил руководитель Управления Росреестра по Вологодской области Дмитрий Тулин.

Как сегодня себя чувствует рынок недвижимости в Вологодской области?

- Государственное учреждение юстиции «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было создано на основании постановления Губернатора Вологодской области от 28.08.1998.

С момента создания, командой Вологодского Росреестра проделана огромная работа. На кадастровый учет поставлено больше 1,7 млн объектов недвижимости, на которые зарегистрировано больше 5,5 млн прав собственности, ограничений, сделок. И с каждым годом количество сделок с недвижимостью только увеличивается: так, если за 11 месяецев прошлого года количество действий по регистрации прав составляло 238 384 действия, то в текущем году действий по регистрации права уже

269 469,  в сфере кадастрового учета за 11 месяцев 2022 года совершено 58 687 действий, в 2023 году – 69 292. Количество договоров участия в долевом строительстве в 2022 году – 2586, в текущем – 3555. В 2023 году зарегистрировано 23 191 договор ипотеки, в 2022 году – 18 446.

За 15 лет ведомство проделало большой путь, и сегодня любые услуги Росреестра можно получить, не выходя из дома в электронном виде. В среднем мы оказываем 60 услуг в минуту. Мы продолжаем работу по улучшению качества и повышению скорости предоставления услуг, срок государственной регистрации значительно сокращен, по ипотечным сделкам и регистрации в отношении объектов «бытовой недвижимости», представленных в электронном виде срок  исчисляется не днями, а  рабочими часами.

Какие важные изменения произошли в деятельности Управления в рамках цифровизации процессов?

_-   существенно сокращены срок рассмотрения обращений по осуществлению учетно-регистрационных действий с 30 до 1-3 дней с моента подачи заявления.

-  если ранее подача документов осуществлялась на бумажном носителе, то сейчас документы можно направить в электронном виде посредством сайта Росреестра, портала Госуслуг.

- стало возможной подача документов не только по месту нахождения объекта недвижимости, но и в любом офисе МФЦ, или в электронном виде, не выходя из дома, по всей РФ.

- если ранее за осуществлением учетно-регистрационных действий мог обратиться только правообладатель или его представитель, то в настоящее время кроме правообладателей или их представителей подать документы могут органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, застройщики, кредитные учреждения и пр.

Насколько изменились сроки регистрации? Какая обстановка с (необоснованными) отказами, приостановками?

- Сроки предоставления услуг Росреестра по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав за 15 лет изменились в разы.

Ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ был установлен единый срок для регистрации прав и составлял он 1 месяц, независимо от типа представленных документов.

На сегодняшний день ныне действующим Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен максимальный срок – 12 дней и минимальный срок – 1 день (для поданных в электронном виде нотариально удостоверенных сделок, свидетельств о праве на наследство).

С 01.05.2022 года (Федеральный закон от 01.05.2022 N 124-ФЗ) значительно сокращен срок для кадастрового учета и регистрации прав на объекты «бытовой» недвижимости: 3 дня для документов представленных в электронном виде и 5 дней для документов, представленных на бумажном носителе.

Несмотря на сроки, установленные Законом, Росреестр стремится и постоянно сокращает фактические сроки предоставления услуг.

Согласно статистическим показателям Управление Росреестра по Вологодской области добилось неплохих результатов за 2023 год:

Проведение государственного кадастрового учета: – 2 дня;

Проведение государственной регистрации прав – 2 дня;

Осуществление кадастрового учета и регистрации прав одновременно – 3 дня.

Указанных показателей помогает достигать постепенная цифровизация государственных услуг Росреестра:

1) с 29.06.2022 совместно с МФЦ Росреестр реализовал проект «Стоп-бумага», направленный на безбумажное взаимодействие и уменьшение сроков оказания услуг за счет логистики.

Теперь документы, представленные заявителями посредством МФЦ для осуществления кадастрового учета или регистрации прав на недвижимость, сотрудник МФЦ сканирует, заверять электронной подписью и направляет в Росреестр в электронном виде по защищенным каналам связи. Ранее их возили из МФЦ в Росреестр и обратно.

2) растет доля заявлений, представляемых в электронном виде. По сравнению с 2021 годом она выросла с 34,4% до 54,4%.

Органы государственной власти и местного самоуправления Вологодской области уже с 2023 года обращаются за услугами Росреестра исключительно в электронном виде.

Увеличивается доля электронных услуг благодаря некоторым законодательным нововведениям:

- возможность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно, а также государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на основании заявления кадастрового инженера, осуществлявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости.

-  с 2022 года у застройщиков появилось право без доверенности обращаться в Росреестр от имени участника долевого строительства за государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства.

3) 01.04.2023 на официальном сайте Росреестра функционирует Электронная платформа кадастровых работ (ЭКПР) с помощью которой физическое или юридическое лицо может осуществить поиск кадастрового инженера и заключить с ним договор на проведение кадастровых работ. Все это делается в электронном виде.

ЭПКР разработана в целях обеспечения эффективного взаимодействия заказчика и кадастрового инженера – исполнителя работ.

ЭПКР предоставляет гражданам, юридическим лицам и кадастровым инженерам) следующие функции:

- доступ к базе данных о кадастровых инженерах – индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, являющихся работодателями кадастровых инженеров.

- возможность формирования заказа на проведение кадастровых работ, направления его на рассмотрение кадастровым инженерам. Заявитель имеет возможность самостоятельного поиска кадастрового инженера из списка зарегистрированных на ЭПКР.

- формирование в электронном виде на основе типовой формы договора подряда и подписание его.

- формирование рейтинга кадастровых инженеров, включающее возможность заказчика оценить качество работы кадастрового инженера по пятибалльной шкале и оставить отзыв о работе.

4) С лета этого года Управление по Вологодской области одними из первых стали участниками еще одного проекта - внедрение цифрового помощника государственного регистратора – ЕВА.

ЕВА - Искусственный интеллект разработан Росреестром для оказания помощи в одной из самых востребованных государственных услуг — регистрации прав, возникших на основании договоров купли-продажи квартир, в том числе с ипотекой.

ЕВА проводит предварительную проверку пакета документов за доли секунд предзаполняет электронные формы заявлений.  Обозначает выявленные недостатки, указывает регистратору на возможные риски. Что в свою очередь позволяет исключить необоснованные приостановления.

Как идет работа с (необоснованными) отказами, приостановками?

- Благодаря планомерной и постоянной работе всего коллектива Управления общее количество решений о приостановлении учетно-регистрационных действий существенно сократилось. Так, на сегодняшний день процент приостановлений в Вологодской области ниже общероссийских и составляет:

- Государственная регистрация прав – 0,11%      (1,3% – по РФ)

- Государственный кадастровый учет – 0,12%   (1,8% - по РФ)

- Кадастровый учет одновременно с регистрацией прав – 0,25% (3,1% - по РФ)

В настоящее время каждое решение о приостановлении проходит согласование с руководящим составом Управления. Ни одно решение государственного регистратора прав без внимания не остается.

Как реализуется «гаражная амнистия» на территории региона?

- В сентябре 2021 года вступил в силу закон о «Гаражной амнистии», который позволяет владельцам гаражей бесплатно оформить в собственность землю под постройкой и полноценно распоряжаться своим имуществом без материальных, временных и судебных издержек. До 1 сентября 2026 года граждане смогут переоформить на себя гараж и участок под ним в упрощенном порядке.

В Управлении Росреестра по Вологодской области за 2023 год было зарегистрировано 1197 гаражей, а также 1617 земельных участка под ними общей площадью 4,8 га.

Напомню, «гаражная амнистия» распространяется на гаражи, построенные до 29.12.2004, являющиеся объектами капитального строительства. Гаражи могут иметь общие стены, крышу, фундамент, коммуникации с другими гаражами либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства. Земельный участок, на котором расположен гараж, должен находиться в муниципальной, региональной или государственной собственности. «Гаражная амнистия» не распространяется на самовольные постройки, подземные гаражи, а также гаражи, построенные после 29.12.2004.

На официальном сайте Росреестра размещены методические рекомендации, где содержатся подробные пошаговые инструкции для граждан по оформлению прав на гаражи и земельные участки под ними. Помимо указанного на сайте опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений «гаражной амнистии», которые также могут помочь при возникновении вопросов при оформлении прав на недвижимость.

Как обстоят дела с дачной амнистией?

- «Дачная амнистия» (упрощенный порядок оформления прав) начала свое действие с 01.09.2006 и по существу определяет более простой процесс оформления прав граждан на определенные объекты недвижимости.

«Дачная амнистия» представляет собой упрощенную процедуру оформления прав на объекты недвижимости, которые построены на земельных участках, предоставленных гражданам для личного подсобного хозяйства (если участок расположен в границах населенного пункта), садоводства, для индивидуального гаражного строительства, индивидуального жилищного строительства. Иными словами, это - индивидуальные жилищные постройки (дома, гаражи, бани), а также земельные участки под ними.

За период действия «дачной амнистии» в Вологодской области вологжане оформили права на более чем 50 тыс. жилых и дачных домов и 184 тыс. земельных участков.

С 01.09.2022 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый Закон ««Дачная амнистия 2.0». Данный закон предусматривает новые возможности в части оформления прав на земельные участки и объекты бытовой недвижимости.

Законом предусмотрено продление упрощенного порядка регистрации прав на жилые и садовые дома («дачная амнистия») до 1 марта 2031 года.

Также закон призван решить решить многолетнюю проблему, когда люди не в силах легализовать и оформить свое жилье, построенное ещё в советский период. Подтвердить право собственности гражданин сможет даже при отсутствии на руках правоустанавливающих документов. Такие дома могут числиться учтенными в старых документах совхозного (колхозного) учета, похозяйственного учета бывших поселковых советов, в учетных документах бывших БТИ.

Закон предусматривает комплексное решение: оформление в упрощенном порядке прав на жилые дома и одновременно земельные участки под ними в собственность бесплатно. При этом жилые дома должны быть построены до 14 мая 1998 года (до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ) и располагаться в границах населенного пункта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Какие вопросы волнуют вологжан в соцсетях, на прямых линиях?

- Чаще всего в соцсетях и на горячих линиях граждане спрашивают нас о том, какие документы необходимы для того или иного учётно-регистрационного действия, уточнить сроки исполнения заявки, вопросы по снятию обременений, в том числе. В региональном Управлении Росреестра можно записаться на прием к руководтству, специалистам, где каждый гражданин получит ответ на заданный вопрос по недвижимости. Сделать это можно через приемную по телефону: 8(8172) 72 86 11. Помимо указанного, на странице Управления в социальной сети «ВКонтакте» реализован сервис «Обратная связь», где каждый вологжанин может заказать звонок специалиста и задать интересующий вопрос.

 

 

Контакты для СМИ:

Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области

(8172) 72 86 11, доб. 1045

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!